На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

  1. Присоединение Галиции и Буковины к Австрии
  2. Конец Польши и присоединение Правобережной Украины к России
  3. Начатки возрождения в Западной Украине
  4. Начатки возрождения в Восточной Украине
  5. Идеи народности. Начатки сознательного демократизма
  6. Украинские кружки в российской Украине в 1830—1840-х годах
  7. Кирилло-Мефодиевское братство
  8. Галицкое возрождение и 1848 год
  9. 1848 год в Буковине и венгерской Украине и реакция 1850-х годов
  10. Новое движение в российской Украине
  11. Народничество и москвофильство в Галиции и на Буковине
  12. Киевская громада и указ 1876 года
  13. Украинская работа на галицкой почве в России в 1880-х годах
  14. Политическое движение в австрийской Украине и его национальный подъем в 1890—1900-х годах
  15. Первое раскрепощение российской Украины
  16. Перед войной
  17. Уничтожение украинства во время войны
  18. Российская революция и освобождение Украины
  19. Борьба за автономию Украины и федеративное устройство
  20. Украинская Народная Республика
  21. Украина самостоятельная
  22. Киевское восстание
  23. Война за независимость

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

УКРАИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

120. Украинские кружки в российской Украине в 1830—1840-х годах

Интерес к украинскому языку и народному быту, народной словесности и преданиям прошлого, симпатии к украинскому народу и его этнографическим особенностям постепенно объединяют людей, проникнутых этими интересами и симпатиями, В первые украинские кружки с литературными и народническими интересами. Наиболее заметный кружок, первая украинская «громада», получившая известное значение в литературе и жизни украинской, в российской Украине образовалась в Харькове в десятых — тридцатых годах. Харьков являлся тогда самым крупным духовным центром Украины: на средства местного дворянства, потомков слободской старшины, здесь основан был университет, затем женский институт, организовался театр, развилась довольно оживленная для того времени литературная деятельность, выходили журналы и литературные сборники. Правда, и эти харьковские школы, и эта литература — вся эта культурная жизнь была великорусская, а украинская струя проявлялась в ней довольно скромно — украинскими стихотворениями и статьями в великорусских журналах или украинскими книжечками, появлявшимися изредка, с промежутками в несколько лет. Но среди них появлялись вещи талантливые, серьезные; занимались украинской литературой люди выдающиеся в местной жизни, уважаемые, и занимались серьезно, с сознанием того, что они не забавляются, а делают дело серьезное. Профессор Харьковского университета Гулак-Артемовский пишет чудные стихотворения, переводит и переделывает разные произведения чужих литератур на украинский язык. Квитка, потомок местного старшинского рода, человек очень уважаемый в харьковском обществе, дает театральные пьесы и первые повести из народной жизни, изображая в них высокие движения души украинского сельского люда; известный впоследствии филолог Срезневский выпускает сборники украинских исторических песен — род поэтической украинской истории, производившей в свое время сильное впечатление на общество. Позже выступает на литературное поле поэт и этнограф, тоже профессор Харьковского университета, Амвросий Метлинский и молодой воспитанник того же университета, знаменитый потом историк Костомаров (также слобожанин по происхождению — из старого Острожского полка). В руках харьковского кружка украинская литература приобретает характер важнейшего народного дела. Члены его находились под влияниями романтического народничества и славянского возрождения. В украинской литературе они видели нового члена славянской семьи, богато одаренного природой, лишенного только благоприятных условий, чтобы соответственно проявить себя.

Значительные украинские кружки существовали также в столицах, в Москве и Петербурге; там проживал в конце 1830-х годов талантливый поэт Гребинка и молодой Шевченко, который с конца 1830-х годов начинает обращать на себя внимание своими стихами. Появление его первого «Кобзаря» в 1840 году, а затем «Гайдамаков» было настоящей эпохой украинской жизни. Справедливо заметил русский критик, что украинская литература, имея в рядах своих Шевченка, уже не нуждалась в какой-либо рекомендации, в каких-либо доказательствах своего права на существование. Это было большим счастьем для молодой украинской литературы, что в ней так скоро — через каких-нибудь сорок лет после появления ее первой ласточки, «Энеиды» Котляревского, — появился такой гениальный поэт, как Шевченко. С появлением его можно было сказать, что украинское возрождение со стороны литературной обеспечено.

Но Шевченко сыграл громадную роль также и в идейном развитии украинского общества. С этой стороны большое значение в истории украинской жизни имел киевский кружок, собравшийся здесь с 1840-х годов, когда возле новооткрытого Киевского университета сгруппировались такие выдающиеся силы, как Максимович, Костомаров, Кулиш — тогда еще молодой этнограф, полный юношеского пыла, и историк права Гулак, и много талантливой молодежи, а к ним в 1845 году присоединился и Шевченко, переехавший в Киев на должность при Киевском университете. Сошлись самые крупные люди тогдашней Украины — самые выдающиеся по таланту и смелым планам возрождения своего народа.

Шевченко, Костомаров, Кулиш, Гулак и некоторые из более молодых украинцев близко сошлись и, часто собираясь, обменивались мыслями о прошлом Украины, жалких результатах ее борьбы за освобождение, о горьком положении своего закрепощенного народа и средствах его освобождения. Костомаров работал тогда над историей козачества и делился с товарищами своими мыслями о прошлом. Шевченко уже в своих юношеских стихотворениях первый из украинских поэтов обратился к козацкому и гайдамацкому прошлому, ценя в нем борьбу за волю и право народа, в духе преданий, окружавших его в детстве. Теперь по поручению киевской археографической комиссии он путешествовал по Украине, зарисовывая памятники украинской старины, и они с новой силой будили в его душе память украинского прошлого. Из-за блеска гетманских клейнодов, из-за войн и битв вставал перед ним истинный герой украинской истории: серый народ, столько раз поднимавшийся для того, чтобы завоевать ту землю, на которой трудился, и право распоряжаться своим трудом. С небывалой до него и после него силой Шевченко в своих поэзиях этого (1845) года выступал против неправды и неволи, снова воцарившейся на Украине, и малодушным потомкам напоминал забытую правду украинской истории:

 

Схаменіться! Будьте люде,

Бо лихо вам буде.

Розкуються незабаром

Заковані люде,

Настане суд, заговорять

І Дніпро і гори!

І потече сторіками

Кров у синє море

Дітей ваших...

Ви — розбійники неситі,

Голодні ворони,

По якому правдивому,

Святому закону

І землею, всім даною,

І сердешним людом

Торгуете? Стережіться ж,

Бо лихо вам буде,

Тяжке лихо!..

 

С другой стороны, его кружок живо интересовался современными прогрессивными течениями — разумеется, западными, потому что в России в то время все замерло. В нем были люди, хорошо знакомые с современным французским революционным движением, с социалистическими теориями, с попытками некоторых французских священников обновить христианство в духе демократическом и социалистическом.

Интересовался и славянским возрождением, поднимавшим из векового сна один за другим забытые, казалось — навсегда погребенные славянские народы. Развивалась новая культурная жизнь у поляков и чехов, пробуждались хорваты, сербы, болгары, словаки, словенцы.

 

І о диво! трупи встали і очі розкрили,

І брат з братом обнялися і проговорили

Слово тихої любові навіки і віки —

 

описывал это славянское воскресение мертвых Шевченко, сам необычайно проникнутый мечтами о возрождении и освобождении славянства.

Большой интерес кружок проявлял к революционной польской и великорусской литературе, как современной, так и предшествующей.

В 1820-х годах, в период прогрессивного русского движения того времени, которое привело к восстанию 1825 года (так называемых «декабристов»), на Украине существовало тайное общество «Соединенных славян», которое ставило перед собой цель объединить славянские народы в свободный союз (федерацию). Имеются сведения, что существовало также отдельное «Малороссийское общество», которое имело целью добиваться политической самостоятельности для Украины.

Такие мысли и планы развивались также в масонских ложах, тайных кружках, которые по западному образцу распространялись в то время в России и на Украине — среди их членов были и сознательные украинцы (например Котляревский). Сведения о тогдашних обществах и их целях доходили до Шевченка и его товарищей, и они по их образцу задумали основать тайное политическое общество для освобождения украинского народа.

Предыдущая - Главная - Следующая