На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

  1. Киевские предания
  2. Рассказ киевского летописца
  3. Русь
  4. Походы русских дружин
  5. Древнейшие князья и князь Олег
  6. Игорь и Ольга
  7. Святослав и его сыновья
  8. Владимир
  9. Христианство
  10. Новая культура
  11. Борьба с ордою
  12. Владимировичи
  13. Ярослав
  14. Ярославичи
  15. Половецкая беда
  16. Обособление земель и их строй
  17. Земли-княжества
  18. Борьба за Киев и его упадок
  19. Государство Галицко-Волынское. Князь Роман
  20. Романовичи
  21. Татарский погром
  22. Татарщина
  23. Король Данило
  24. Галицко-Волынское государство при Даниловичах
  25. Общий взгляд на украинскую жизнь в периоды киевский и галицкий
  26. Культурная жизнь Украины этой эпохи и ее значение

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

ЭПОХА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

42. Культурная жизнь Украины этой эпохи и ее значение

Выше было упомянуто, что христианство на Украине и византийские влияния начались, вероятно, гораздо раньше эпохи Владимира; затем, распространенные по всем землям Русского государства под воздействием государственной власти, эти византийские влияния и византийская культура одержали решительный перевес над другими течениями, в особенности восточными, персидско-арабскими влияниями, и культурная жизнь Украины надолго получила сильную церковную окраску, налегшую и на просвещение, и на литературу, и на художественное творчество. Просвещение и книжность считались вспомогательным средством для преуспеяния в христианском благочестии: путем чтения церковных книг люди должны были проникаться христианским направлением. Письменность главным образом была в руках духовенства; искусство в весьма значительной степени стояло также на службе церкви, христианского культа. Но так было не только здесь, а и в Западной Европе в те времена; со временем светский, мирской элемент сбросил с себя церковную оболочку там — неизбежно сбросил бы ее и здесь.

Просвещение долгое время ограничивалось тесными, преимущественно духовными кругами. Препятствием к распространению его среди широких масс служил недостаток школьного обучения. Местное духовенство заимствовало те формы обучения, какие практиковались в Византии. И там только в немногих местах, при больших монастырях и кафедральных церквях было организовано обучение в формах школьного преподавания; обычно же родители отдавали ребенка в обучение грамоте какому-нибудь книжному, обыкновенно духовному лицу, и последнее обучало его в одиночку, самое большее в обществе нескольких таких учеников. И на Руси практиковалось главным образом такое одиночное обучение, а не школьное, а потому просвещение и книжность распространялись довольно медленно.

Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже — письмом и счетом; другие сведения приобретались чтением книг; но книг этих было мало, и преимущественно это были книги богослужебные. Только в наиболее крупных центрах тогдашнего просвещения можно было получить высшее образование, научиться писать литературно — по понятиям того времени — и изучить греческий язык, чтобы пользоваться греческими книгами без перевода. Людей, стоявших на уровне современного греческого просвещения, мы встречаем уже с первого поколения после крещения — таков был, напр., митрополит Илларион, позже Кирилл, епископ туровский (в XII веке), и безымянные авторы некоторых других произведений. Было их, однако, все-таки немного, и большинство писателей того времени были самоучки, писавшие «попросту».

Как в греческой литературе и в переводах, сделанных у нас или приходивших готовыми из Болгарии и Сербии, больше всего было церковных и религиозных произведений, предназначенных для усвоения христианского духа и наставления в благочестивой христианской жизни, так и оригинальная литература, развившаяся в украинских землях, шла преимущественно в тех же направлениях. Писались проповеди, поучения в благочестии, жития местных святых. Так писали в XI веке митрополит Илларион, автор похвалы Владимиру Святому, св. Феодосии печерский — автор поучений, монах Яков и св. Нестор — авторы житий Владимира Святого, Бориса и Глеба и св. Феодосия, игумен Даниил, описавший свое путешествие в Святую землю. В XII веке известны митрополит Клим, Кирилл, епископ туровский, автор молитв и проповедей, Георгий Зарубский; в XIII веке — Симон и Поликарп, авторы печерских житий, Серапион-проповедник. Этих мы знаем по имени; гораздо больше писателей осталось нам по имени неизвестными, и самые сочинения их исчезли: сохранилось главным образом то, что перешло в северные, великорусские земли и там уцелело; между тем в XII веке, в особенности со второй его половины, связи Киева с северными землями все более и более ослабевали, произведения здешней письменности реже распространяются на севере, на Украине же, благодаря позднейшим смутам, из них уцелело очень мало. Поэтому-то мы и не имеем сколько-нибудь полного понятия о нашей старой литературе.

Вне религиозной литературы более всего развилась историческая, летописная. Хотя и здесь подвизались главным образом люди духовные и много уделяли места церковной жизни, но все же старая историческая литература представляет богатейший материал для изучения жизни того времени. Все, что мы знаем о культурной, экономической, общественной жизни — знаем главным образом из летописей. Там сохранились отрывки народных рассказов, песен, литературные произведения, документы. Это настоящий архив нашей культурной жизни. Некоторые части летописей отличаются необыкновенной свежестью, непосредственностью, живым отражением духа того времени. Не всякий народ может похвалиться таким интересным летописанием. А между тем то, что имеем — это только обломки, отрывки той старой исторической литературы, попавшие в летописные сборники, дошедшие до наших дней.

Один такой сборник был составлен в Киеве в первой четверти XII века, и сюда вошли памятники киевского летописания XI века — это так называемая Начальная летопись. В конце XIII века где-то в северной Волыни составлен был второй сборник, в котором к Начальной летописи присоединены были записи XII века, главным образом киевские, затем Галицкая летопись времен Данила и волынские записки второй половины XIII века (до 1280 года). Без этого драгоценного сборника мы очень мало знали бы историю Украины этих столетий.

Из других нецерковных произведений большой интерес представляет поучение Мономаха своим детям, где он рассказывает о своей жизни и сообщает разные наставления. Из поэтических произведений уцелело одно — драгоценное «Слово о полку Игореве» 1185 года. Оно отличается высокими поэтическими достоинствами и вместе с тем чрезвычайно важно как красноречивое свидетельство продолжительного и широкого развития светской дружинной поэзии, объединявшей элементы народного песенного творчества с книжными влияниями. Произведение единственное в своем роде по своим поэтическим достоинствам, «Слово», с другой стороны, имеет много общего с другими произведениями конца XII и начала XIII века, представляющими современную научную поэзию и художественную прозу, как Слова Кирилла туровского, Слово на построение стены в Выдубецком монастыре в 1200 году, Моление Даниила, Галицкая летопись. Эти произведения свидетельствуют о значительном развитии и обработке литературного стиля, долгой литературной традиции.

В области пластических искусств имеем много памятников церковной архитектуры, немного живописи, довольно много миниатюр — цветных рисунков в рукописях, много ювелирных изделий, украшенных резным орнаментом и эмалью. Во всех этих областях искусства работали вместе с греческими мастерами и местные художники, более или менее искусно, а иногда даже очень удачно усвояя чрезвычайно высокую технику Византии и внося известную своеобразность, оригинальность в мотивы и манеру греческого творчества. Сравнительно, может быть, менее заметна эта оригинальность в архитектуре киевской эпохи, хотя и здесь местные мастера уклонялись от греческих образцов; гораздо более оригинальности обнаруживает галицкая архитектура, но, к сожалению, она сохранилась в очень незначительных остатках. Большой художественностью отличаются некоторые киевские памятники книжной живописи (миниатюрной). Но больше всего свободы и оригинальности обнаруживают все-таки местные ювелирные изделия. В этой области с самого начала в местном мастерстве больше всего сохранилось свободы от византийского влияния, и позже оригинально сочетались мотивы восточные с византийскими, старые традиции с новыми формами. Хотя и здесь в более тонких работах, — например в эмалях, местные мастера не могли сравниться с византийскими, но все-таки местное мастерство стояло чрезвычайно высоко, в особенности если сравнить его с современною западноевропейскою техникой. Вообще культурная жизнь Украины XI— XIII вв. была на одном уровне с Западной Европой — была она здесь иной, так как слагалась под иными влияниями, но не была ниже, чем в западных землях.

С течением времени, с ослаблением сношений, византийские влияния начали терять свою силу, а перенесение центров политической украинской жизни на запад, во Владимир и Галич, сближало ее все сильнее с западной жизнью. От галицкой жизни XII - XIV вв. вообще мало уцелело, но и по сохранившемуся материалу и сведениям нашим можно проследить характерные сочетания украинско-византийских основ жизни с западными влияниями. Здешнее украинское общество не чуждалось их, живя в тесных сношениях со своими западными соседями. Поэтому мы не видим здесь такого страха перед католической религией, какой старалось привить греческое духовенство в Восточной Украине. Князья заводят у себя латинские канцелярии для сношений с западными землями, латинские печати. В больших городах поселяются немецкие колонии на немецком праве, прививая западные формы украинской жизни. В описаниях здешних церквей постоянно встречаем предметы западного изделия, западных форм. Но местное искусство в общем все-таки стоит на русско-византийской почве, население крепко держится своего, и в своих латинских грамотах князья подчеркивают свое национальное сознание, титулуя себя «князьями всей Малой Руси».

Вообще культурная жизнь Украины XI—XIV вв. обрисовывается очень интересно: она полна жизни, движения, энергии, обещает многое своей народности и даже вообще культурной жизни. Жаль, что падение государственности не дало ей развиться и в самом корне подрезало ее. Правда, простому народу не сладко жилось под господством своих князей и бояр, и мало его радовали эти культурные начинания. Но не легче стало ему, когда на место своих пришли чужие владетели. Социальные и экономические условия от этого не улучшились, а ухудшились, положение народа — также. А национальной и культурной жизни был нанесен удар, от которого она не могла оправиться — и до сегодня.

Предыдущая - Главная - Следующая