На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

  1. Киевские предания
  2. Рассказ киевского летописца
  3. Русь
  4. Походы русских дружин
  5. Древнейшие князья и князь Олег
  6. Игорь и Ольга
  7. Святослав и его сыновья
  8. Владимир
  9. Христианство
  10. Новая культура
  11. Борьба с ордою
  12. Владимировичи
  13. Ярослав
  14. Ярославичи
  15. Половецкая беда
  16. Обособление земель и их строй
  17. Земли-княжества
  18. Борьба за Киев и его упадок
  19. Государство Галицко-Волынское. Князь Роман
  20. Романовичи
  21. Татарский погром
  22. Татарщина
  23. Король Данило
  24. Галицко-Волынское государство при Даниловичах
  25. Общий взгляд на украинскую жизнь в периоды киевский и галицкий
  26. Культурная жизнь Украины этой эпохи и ее значение

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

ЭПОХА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

31. Половецкая беда

Всеволод боролся до смерти, стараясь удержать в своих руках возможно больше из захваченных земель. Но вскоре после его смерти сын его Владимир Мономах и киевский князь Святополк, сын Изяслава, перешедший на место Всеволода в Киев, убедились, что долее такое положение дел не может продолжаться: необходимо удовлетворить изгоев, отдать им отцовские земли и водворить мир на Руси, пока она не погибла. Половцы, пользуясь княжескими усобицами, то в качестве союзников изгоев, то по собственному почину производили непрерывные набеги на поднепровские земли, грабили, опустошали их и разоряли вконец. Дошло до того, что южные части Киевской и Черниговской земли и вся Переяславская не имели ни минуты покою, невозможно было вести никакого хозяйства, даже в городах нельзя было укрыться, так как половцы начали приступать к городам и держали их в осаде, пока они не сдавались. Старые бедствия, какие претерпевала Украина от печенегов, после небольшого затишья возвращались с новой силой ввиду этих непрерывных половецких нападений.

В самый год смерти Всеволода половцы поздравили нового киевского князя своим приходом. Разгромили около Триполья войска, приведенные Святополком, Владимиром и его братом Ростиславом. Сам Ростислав в бегстве потонул в Стугне — эпизод, трогательно воспетый в «Слове о полку Игореве»:

 

Не так ли, рече, река Стугна,

Худую струю имея —

Приняв другие ручьи, стрыи разоила о кусты,

Юноше князю Ростиславу

Затворила дно при темном береге;

Плачется мати Ростиславляя

По юноше князю Ростиславу,

Уныли цветы жалостно,

Дерева с тугою к земле приклонилися.

 

Но в духовных кругах Киева рассказывали, что это Бог Ростислава наказал за то, что он велел дружине своей утопить печерского монаха, напророчившего ему смерть.

Половцы опустошили окрестности Киева, осадили город Торческ и не отступали несколько месяцев, пока население не сдалось им. С большой добычей пошли половцы восвояси, уводя с собой пленников. «Измученные, истомленные голодом, холодом и жаждою, исхудавшие от горя, почерневшие, шли они по незнакомым странам, среди диких народов, голые и босые, с ногами, исколотыми терниями, и со слезами говорили: «я из того города», «я из того села», и так расспрашивали один другого, со слезами рассказывали о своей родине», — с глубокой скорбью повествует летописец об этом несчастье.

Ободренный этим, Олег с половцами приступил под Чернигов и принялся добывать его. Мономах оставил Чернигов и отступил в Переяслав, но и здесь не было покоя; он и Святополк измучились от половецких нападений, обрушивавшихся то на ту, то на другую сторону Днепра. Страна пустела. Люди, улучив момент, целыми городами убегали дальше на север, в более безопасные места. Наконец Мономах и Святополк решили примириться с изгоями. Созвали всех князей на съезд на Любче (озеро около Киева, 1097) и постановили, что на будущее время каждая княжеская линия будет владеть своей отчиною, чтобы каждый спокойно владел своей волостью и не было войн между князьями. Правда, это решение не водворило согласия между князьями: сейчас же после этого съезда Святополк и Давид схватили князя Василька теребовльского, поверив наговорам, что он с Мономахом устраивает заговор против них; они безжалостно ослепили Василька, выколов ему глаза, и так отпустили домой. Из-за этого вышла новая война, продолжавшаяся несколько лет.

Но в конце концов князья успокоились и решили заняться сообща борьбою с половцами. Начиная с 1103 года, в течение нескольких лет (1103—1111), почти ежегодно они отправляли войска и самолично ходили в походы в степи, на половецкие кочевья, и этими нападениями действительно устрашили половецкую орду, принудили отступить в глубину степей, отбили у нее охоту к нападениям на Украину. Украинское население было чрезвычайно довольно тем, что князья принялись, наконец, защищать землю общими силами. В особенности превозносили Мономаха, более всех занимавшегося этими походами на половцев и приглашавшего к участию в них прочих князей; после смерти Святополка киевляне призвали Мономаха на киевский стол, вопреки княжескому решению, чтобы каждая княжья линия владела своей отчиной — именно ввиду его заслуг в борьбе с половцами.

В летописях сохранилась прекрасная песня о погроме половецкой орды — когда половцы должны были убегать в дальние страны от Мономаха:

Володимир Мономах пил Дон золотым шоломом, прияв землю их и загнав окаянных агарян; выгнал хана Отрока в Обезы (Грузию), за Железные врата; а Сырчан, оставшись у Дона, рыбой пропитался (для кочевника, привыкшего питаться продуктами стада — жалкая участь!). По смерти же Володимира у Сырчана остался лишь один «гудец» (игрец) Орев: послал он его в Обезы и велел сказать (Отроку); «Володимир умер уже, пойди, брате, в землю свою». «Скажи ему — велел — слова мои, пой ему песни половецкие; не захочет ли — дай ему зелье евшан поухати». Тот (Отрок) ни возвращаться, ни слушать его не хотел, тогда (Орев) дал ему зелье. И понюхав, он заплакал и сказал: «Лучше в своей земли костьми лечи, нежели в чужой славну быти»... И пришел в землю свою, и от него родился Кончак, снесший сулу (разорявший украинские земли в конце XII века).

Все же это тяжелое время половецких нападений не прошло бесследно. Уже и перед тем печенежские разорения сильно подорвали благосостояние среднего Поднепровья, этого главного очага украинской политической и культурной жизни того времени; теперь половецкие довершили его разорение. Много народу совсем разбежалось, много вконец разорилось. Особенно тяжело отозвались эти опустошения на крестьянском населении, на которое опиралась тогда вся жизнь земли — на так называемых смердах. Они лишились хозяйства, задолжались, попали в кабалу. Тогда с займов брались большие проценты, и кто раз попал в долги, тому очень трудно было выпутаться из них. Он должен был отрабатывать проценты и долг, а работа ценилась дешево, и хозяин пользовался всяким поводом, чтобы еще увеличить долг и обратить своего должника в вечное рабство. Вместо прежнего свободного населения стало умножаться число людей несвободных, «холопов», рабов и так называемых «закупов» — отрабатывавших долг. Вместо мелкого сельского хозяйства развивалось крупное хозяйство княжье и боярское, пользовавшееся широко рабочей силой холопов и закупов; например, в одном случае рассказывается, как князья разграбили княжеский двор в Путивле и забрали там семьсот человек «челяди» (рабов)! В «Русской правде» новейшей редакции, составленной около 1120 года, ярко отразились эти новые экономические и общественные отношения того времени: в ней на каждом шагу встречаем узаконения о рабах, законных и незаконных способах порабощения, о законной и незаконной лихве, о закупах и отработке долга, о бегстве рабов и о способах их отыскивания. Видно, что долг и порабощение сделались знамением этого времени.

Это вызывало сильное неудовольствие среди населения. Когда Святополк умер, в Киеве произошло восстание: люди бросились бить евреев, с которыми вел разные операции покойный князь, громили также дома княжьих чиновников и вообще богатых людей. Испуганные этим движением бояре призвали на киевский престол Мономаха, как самого любимого народом князя, чтобы он водворил мир. Мономах явился в Киев и первым делом издал постановление об уменьшении процента от займов. Это показывает, откуда исходило это неудовольствие народа против богатых людей. Правда, и после этого уменьшения процента Мономахом проценты брались очень высокие (их исчисляют в двадцать процентов на теперешний счет, но это трудно установить с точностью, так как монетная система того времени нам не вполне ясна).

Все это очень подорвало экономическую силу Поднепровья и подготовило культурное и политическое падение старых украинских центров.

Предыдущая - Главная - Следующая