На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

  1. Киевские предания
  2. Рассказ киевского летописца
  3. Русь
  4. Походы русских дружин
  5. Древнейшие князья и князь Олег
  6. Игорь и Ольга
  7. Святослав и его сыновья
  8. Владимир
  9. Христианство
  10. Новая культура
  11. Борьба с ордою
  12. Владимировичи
  13. Ярослав
  14. Ярославичи
  15. Половецкая беда
  16. Обособление земель и их строй
  17. Земли-княжества
  18. Борьба за Киев и его упадок
  19. Государство Галицко-Волынское. Князь Роман
  20. Романовичи
  21. Татарский погром
  22. Татарщина
  23. Король Данило
  24. Галицко-Волынское государство при Даниловичах
  25. Общий взгляд на украинскую жизнь в периоды киевский и галицкий
  26. Культурная жизнь Украины этой эпохи и ее значение

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

ЭПОХА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

17. Киевские предания

О том, как началась государственная жизнь в Киеве — как полнилось здесь войско (дружина), и киевские князья, усилившись, стали покорять себе соседние земли и племена, — различно рассказывали в самом Киеве, когда летописцы начали описывать начало Киевского, или Русского государства, как его называли. Одни говорили, что там, где стоит Киев, был некогда перевоз через Днепр и перевозил на нем некий человек по имени Кий; поэтому место это называлось Киев перевоз, а из этого образовался впоследствии город Киев. Князей у полян тогда не было, не было и дружины, и они много терпели от своих соседей, древлян и других; хозары, обложившие данью заднепровские племена, обязали и полян давать дань. Киевляне дали им по мечу от каждого «дыма» (хозяйства). Но хозарская старшина не рада была такой дани, ибо видела в этом предзнаменование, что поляне возьмут верх над прочими племенами и над самими хозарами, так как хозары воюют саблей, острой с одной стороны, а полянский меч обоюдоостр.

Другие историю о Кие, основателе Киева, рассказывали иначе. Они говорили, что Кий с братьями — Щеком и Хоривом поставили первый городок, первое укрепление на месте Киева и назвали его именем старшего брата: Кий жил на старом городе (где Десятинная церковь), а Щек над теперешнею Кирилловской улицей, — где открыты самые ранние человеческие обиталища, и эта гора, где он жил, называлась Щекавица (теперь гора Скавика); третий брат жил на третьей горе, называвшейся Хоревицей (неизвестно, где именно), а речка Лыбедь под Киевом получила свое имя от сестры их Лыбеди. Для защиты братья поставили себе общими силами городок на горе, где жил Кий, и назвали его Киевом, по имени старшего брата. И от них пошли Полянские князья — «род их держал княженье у полян».

Из этих рассказов видно только, что о начале киевских князей ничего верного тогда в Киеве не знали, так как имя Кия и его рода произведены от имени киевских поселений; так обыкновенно рассказывают о начале какого-нибудь поселения, когда не знают его начала. Харьков — ну значит его основал Харько, Чернигов — основал его какой-то Чернига и т. п. Это обычное явление не только у нас, а и везде. Из старых киевских князей или предводителей помнили в Киеве Аскольда, Дира, Олега, так как были их могилы; только об Игоре знали, что он был отцом Святослава и дедом Владимира, а женой его была Ольга; знали позднейших князей, а о старейшинах не могли ничего определенного сказать, когда они жили и принадлежали ли к позднейшему княжескому роду или нет. О некоторых были кое-какие предания, о других и того не было — ничего, кроме имени или могилы. Рассказывали, что первым князем был Кий, позже были Аскольд и Дир, затем Игорь, а Олег был его воеводой. Из этих рассказов затем грамотные и досужие люди начали составлять историю киевских князей, Киевского государства. Но древнейшие записки об этом — первоначальная киевская летопись — не сохранилась в своем первоначальном виде, а в переделках; в особенности изменениям подвергался рассказ о первых князьях — где больше всего было неизвестного и неясного; разные описатели наново переделывали этот рассказ, и по этим переделкам можно видеть, как произвольно соединялись киевские предания и дополнялись собственными догадками летописцев.

Кажется, киевские предания выводили позднейший княжеский род от того же Кия, основавшего Киев. Но в X веке киевский княжеский двор был так наполнен воинственными выходцами из скандинавских краев — варягами, как их здесь называли, что это обстоятельство навело на мысль о варяжском начале и самого княжеского рода. Так именно один из летописцев переделал эту древнейшую киевскую летопись. Он произвел от варягов и киевский княжеский род и название Руси или Русской земли, как называли землю полянскую и киевскую окрестность: представил дело так, что Русью назывались варяги, пришедшие в Киев с своими князьями, и от них имя Руси перешло на Киев и на полянскую землю.

Предыдущая - Главная - Следующая