На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

  1. История и доисторическая жизнь
  2. Прошлое Украины
  3. Первые следы человека
  4. Новейшая каменная культура
  5. Медь, бронза и железо
  6. Греческие колонии
  7. Степные народы
  8. Нравы степняков
  9. Славянские поселения
  10. Украинское расселение. Анты
  11. Украинские племена
  12. Быт украинских племен
  13. Характер, нравы и религия
  14. Семья, род и община
  15. Торговля
  16. Князья и дружина

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

ДО ОСНОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА

15. Торговля

Среди причин, возвышавших некоторые города над прочими, над целыми большими округами, большое значение имела торговля и торговые пути. В теперешних украинских землях, как мы уже знаем, издавна велась торговля с черноморскими прибрежными городами, с каспийскими и туркестанскими краями. И когда украинские племена расселились на своих новых поселениях, эта торговля перешла в их руки. Они вошли в торговые сношения с греческими городами, уцелевшими в Крыму и над Дунаем, а затем, не удовлетворясь этим, завели торговые сношения с самой столицей Византии и с Цареградом (Константинополь). Из наших краев вывозились туда на продажу меха, воск, медь и невольники; у греков покупались разные дорогие материи и всякие изделия из золота и серебра, вино, пряности.

Когда в степях водворились тюркские орды, прежде всего - печенеги, пробившиеся в наши степи в конце IX века, путь через степи стал труден и опасен, и купцы ходили в Цареград большими караванами, чтобы в случае нападения иметь возможность отбиться от врагов. Греческий император Константин Порфирородный рассказывает очень подробно о том, как ходили купеческие караваны в Константинополь. Зимой, по его словам, в поднепровских лесах население рубит лес и из него изготовляет лодки; затем весной сплавляют их в разные торговые города, а более всего в Киев; там к этим лодкам приделывают рули и всякую снасть от прежних лодок и снаряжают их к плаванию. Тем временем съезжаются купцы со своими товарами. В июне месяце выезжают лодки из Киева. Еще три дня стоят под Витичевом, ожидая отставших, затем плывут вниз по Днепру, соблюдая всяческую осторожность относительно печенегов, устраивавших в различных местах засады и нападавших на купцов. В особенности опасен был переход через Днепровские пороги; лодками плыть здесь было нельзя - они могли разбиться; приходилось переносить на плечах товары, а лодки волокли берегом или переносили на плечах. Невольников, которых везли на продажу, вели берегом, закованных в цепи, чтобы они не убежали; они же несли на себе разную поклажу с лодок. Купцам приходилось одновременно стеречь невольников, чтобы они не убежали, и держаться настороже от печенегов. Так приходилось обходить каждый порог. Пройдя пороги, отдыхали на острове, где впоследствии была Сечь, - у Константина он называется островом св. Георгия, а в козацкие времена остров этот назывался Хортицей; здесь под огромным дубом купцы приносили жертвы богам, чтобы они даровали благополучный путь: под деревом раскладывались хлебы, мясо, приносили в жертву кур - бросая жребий, убить ли курицу, или пустить живою. Затем другая остановка была на острове у Днепровского лимана (теперешний Березань), и затем вдоль берега Черного моря плыли в Константинополь.

Там для наших купцов было отведено предместье у моря, на пристани, около церкви св. Маманта, и собиралась их там не одна сотня. Византийское правительство очень опасалось этих купцов. В те времена торговлю вести приходилось с таким расчетом, чтобы при всяком случае суметь защитить оружием себя и свой товар. Купцы сами были военные люди, продававшие собранную добычу, и при каждом удобном случае готовы были поискать новой добычи, ограбить, наловить невольников на продажу или напастись таким образом каким-нибудь другим товаром. Боясь киевских князей, греческие императоры не решались препятствовать в торговле их купцам - они даже обязывались доставлять им все нужное для жизни за все время пребывания в Константинополе, но от всех приезжающих требовали княжеского удостоверения, что это действительно купцы, а не какие-либо искатели приключений, и независимо от этого принимали всяческие меры предосторожности: позволяли им входить в город только в одни ворота, без оружия, небольшими партиями, не более 50 человек сразу, и не иначе как под присмотром византийских чиновников.

В другом направлении, за товарами арабскими и персидскими купцы из наших земель ездили в старую хозарскую столицу Итиль на устье Волги, где теперь Астрахань. Хозарские каганы (ханы) с давних времен покровительствовали торговле, и их столица сделалась большим торговым городом: здесь жило много купцов из арабских и персидских стран, много евреев, занимавшихся перепродажей товаров, много греков и славян. Здесь можно было вдоволь запастись товарами, на которые был спрос среди богатых классов других стран - опять-таки роскошные материи, уборы, стеклянные и металлические изделия, пряные коренья, доставляемые сюда караванами на верблюдах из далеких стран и на кораблях по Каспийскому морю. Не удовлетворяясь торговлей в Итиле и в другом таком же большом торговом центре (выше по Волге) - Болгаре (около теперешней Казани), наши купцы спускались по Каспийскому морю в персидские города, оттуда отправлялись еще далее, в знаменитейшие торговые центры арабского халифата. Доставляли туда свои продукты, более или менее те же, что и в греческие края, а взамен приобретали арабские товары и продавали их затем по своим городам и далее - в городах западных славян и в немецких землях. Много привозили также арабских денег в наши края.

Предыдущая - Главная - Следующая