На гланую

 

Часть первая.
До основания Киевского государства

  1. История и доисторическая жизнь
  2. Прошлое Украины
  3. Первые следы человека
  4. Новейшая каменная культура
  5. Медь, бронза и железо
  6. Греческие колонии
  7. Степные народы
  8. Нравы степняков
  9. Славянские поселения
  10. Украинское расселение. Анты
  11. Украинские племена
  12. Быт украинских племен
  13. Характер, нравы и религия
  14. Семья, род и община
  15. Торговля
  16. Князья и дружина

Часть вторая
Эпоха государственной жизни

Часть третья
Литовско-польская эпоха

Часть четвертая
Козацкая эпоха

Часть пятая
Упадок козачества в украинской жизни

Часть шестая
Украинское возрождение

 

 

Михаил Грушевский. Иллюстрированная история Украины

ДО ОСНОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА

12. Быт украинских племен

Об этих племенах летописец замечает, что они различались между собой своими нравами и бытом: "имели каждый свои обычаи, законы и науку отцов своих - каждый свой нрав". Но эти отличия не были велики, гораздо более в жизни и быту всех этих племен было одинакового или схожего, и по рассказам летописцев и других киевских источников, из известий иностранцев, описывавших эти края, по находкам в старых могилах и кладах, наконец и по данным самого языка, можно составить довольно полное понятие, как жилось населению Украины в ту эпоху, после его расселения на новых обиталищах на теперешней украинской территории. Разумеется, не одинакова была эта жизнь в больших, богатых торговых городах и в глухих деревнях, хуторах, среди дремучих лесов, далеко от света - как и теперь есть большая разница между горожанами и жителями глухих деревень. Но отличия племенные, указываемые летописцами, не имеют большого значения; значительны они были только в его глазах, как и теперь часто люди из одной местности дразнят своих соседей, если они употребляют какое-нибудь особенное слово, иначе выговаривают или немного иначе одеваются, хотя в сущности это совершенные пустяки.

В это время украинское население занималось земледелием повсеместно и по большей части им жило. Это отразилось и в языке: слово жито, которым называли зерновой хлеб, собственно означает то, чем живут люди. Еще в те времена, когда люди не знали металлических орудий, пользовались камнем, началось на Украине земледелие; теперь даже в глухих краях, как, напр., у древлян, о которых киевский летописец рассказывал, что живут они "по- звериному", "как скот", - и там люди пахали и сеяли и питались земледельческим трудом. В могилах древлян и северян отыскались серпы и зерна различного хлеба (ржи, овса, ячменя или пшеницы). В различных писанных источниках упоминаются почти все теперешние роды хлебов (кроме гречихи), из земледельческих орудий упоминается рало, плуг, борона, мотыка, заступ, цепь; говорится о том, как люди пахали, сеяли, жали, молотили, веяли. Хозяйство тогдашнее, значит, подходило довольно близко к нынешнему, не было только мельниц, а мололи зерно на небольших ручных жерновах. Разводили всякий скот, но птицы водили еще мало; зато очень много занимались пчеловодством: сами употребляли много меду, продавали мед и воск соседям, и подати князьям также платили медом и воском. В лесных краях держали пчел в бортях, т. е. в дуплах, выдолбленных довольно высоко, так чтобы нельзя было достать от земли, в эти дупла пускали рои; где не было лесов, держали рои в ульях. Звероловство, которым некогда питались главным образом, теперь потеряло свое прежнее значение с развитием земледелия: зверя ловили больше для меха, чем для пищи, или развлекались охотой - богатые люди, бояре и князья. Зверя всякого в то время водилось еще много. Киевский князь Владимир Мономах в поучении своем сыновьям рассказывает о своей охоте: в Чернигове, говорит, взял на узду 120 диких коней в тамошних пущах; по Роси (в Киевской земле) также ловил лошадей собственными руками; описывает различные свои приключения: два тура (диких быка) взяли его раз на рога вместе с конем, "олень меня бил рогами, один лось топтал, а другой бил рогами; дикий кабан оторвал у меня меч от пояса, медведь вырвал у меня кусок седла из-под самого колена, барс вскочил на меня и опрокинул меня с конем"...

Так как дикого зверя и птицы водилось еще много и домашний скот содержать было легче, так как пастбищ и сенокосов было больше, население, вероятно, больше питалось мясом, чем теперь. Однако и тогда уже ели более всего растительную пищу: хлеб, кашу, вареные овощи. Хлеб замешивали на дрожжах и пекли в печи, так же как и теперь; мясо большею частью ели вареное. Пили больше всего меду, и очень много - все, начиная бедными людьми и кончая князьями. О князе Владимире летописец рассказывает, что он велел развозить нищим и убогим хлеб, мясо, разные овощи, мед в бочках, а в других квас. А что ели богатые люди, видно из распоряжения князя Ярослава, что должно давать население княжеским людям, ездившим для сбора податей: княжескому вирнику и его помощнику каждый день хлеб, мера пшена и гороху для каши, пара кур, комок ("головажень") соли, ведро солоду для пива, раз в неделю теленка или полоть мяса, в скоромный день сыр, в пост вместо мяса рыбу.

Одежда была довольно проста. Носили сорочки полотняные и штаны, сверху свиты, а иногда еще и плащ ("корзно"), на ногах вязаные чулки и сапоги или поршни; на голове шапку меховую или вязаную.

В старых могилах тех времен встречаются остатки шерстяных и полотняных материй, льняного и посконного полотна, грубого и более тонкого тканья, ременные пояса и около пояса ножик, гребешок, кожаный мешочек с разными принадлежностями - огнивом, маленьким бруском для точения; на ногах невысокие остроконечные сапожки, сшитые на подошве из тонкой выделанной кожи (вроде сафьяна). У женщин ожерелья (гривны), сплетенные из проволоки, на голове шапочки или наголовники, обшитые различными украшениями, на висках кольца, нашитые на ремень; в косы вплетались также кольца, - они так и лежат иногда на костях рядом, от висков ко лбу, или от висков на грудь, как лежали косы. Богатые носили шелковые одежды из греческих или арабских материй, златотканой парчи и дорогих мехов, золотые уборы, цепи, медальоны, золотые пуговицы, наборные металлические пояса. Когда князья, войдя в более близкие сношения с византийским двором, заимствуют оттуда различные убранства и моды, то им подражают в этом также и бояре и богатые люди.

Предыдущая - Главная - Следующая